Васильев Ю. А. Тайны «Могикана». Статья 5. «…Дать стране человека, который бы все умел — и делать, и думать»
Статья подготовлена в рамках проекта «Демифологизация истории России», осуществляемого АНО «Центр образовательных технологий» при поддержке Общероссийской общественной организации «Общество “Знание” России».
The article was written within the framework of the project “The Demythologization of Russian History” conducted by Autonomous Non-Commercial Organization “Center for Educational Technologies” with support from All-Russian Non-governmental Organization “Society Knowledge of Russia”.
УДК 94(470.22)
Vasiliev Yu. A. The “Mohican’s” Secrets. Article 5. “...To Give the Country a Person Who Would Be Able to Do Everything — Both to Do and Think”
Аннотация ♦ В пятой статье из цикла «Тайны “Могикана”» (К 100-летию со дня рождения Ю. В. Андропова) освещается патриотическое движение студенчества Карело-Финской ССР в помощь фронту.
Особое внимание уделяется участию студентов Карело-Финского государственного университета по оказанию помощи фронту. Именно в этом университете в послевоенные годы заочно обучался Ю. В. Андропов. В годы Великой Отечественной войны ряд студентов университета были приглашены Андроповым и приняли участие в подпольной и разведывательной деятельности в тылу противника.
В статье рассматриваются различные формы патриотического движения студентов в помощь фронту: ударный труд на промышленных предприятиях, в сельском хозяйстве, в военных госпиталях, на воскресниках в фонд обороны; в период эвакуации в Сыктывкаре — на тяжелых сплавных работах, заготовке древесины; после возвращения в освобожденный Петрозаводск — на восстановительных работах на городских объектах.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, Ю. В. Андропов, Карело-Финская ССР, комсомол, оккупация, университет, студенты, патриотическое движение.
Abstract ♦ The fifth article of the series The “Mohican’s” Secrets (dedicated to the 100th anniversary of Yuri Andropov) covers the patriotic movement of students from the Karelian-Finnish SSR for the support of the front-line troops.
A special attention is paid to the participation of students of the Karelian-Finnish State University in the provision of assistance to the front. Yuri Andropov took an extra-mural course namely at this university in the postwar years. During the Great Patriotic War a number of university students were invited by Andropov to participate in clandestine intelligence activities behind enemy lines.
The article discusses various forms of the patriotic movement of students for the support of the front-line units: high-powered work in industry, agriculture, military hospitals, voluntary Sunday work (voskresniki) for the Defense Foundation; during evacuation to Syktyvkar — heavy rafting operations and timber harvesting; after return to liberated Petrozavodsk — remedial work on infrastructure facilities.
Keywords: the Great Patriotic War, Yuri Andropov, Karelian-Finnish SSR, Komsomol, occupation, university, students, patriotic movement.
Начало работы Ю. В. Андропова в качестве первого секретаря ЦК ЛКСМ Карело-Финской ССР летом 1940 г. проходило одновременно с созданием в Петрозаводске Карело-Финского государственного университета. Университет формировался на базе бывшего Карельского педагогического института. В отдельную структуру выделился учительский институт в Петрозаводске. 2 сентября 1940 г. в университете начались занятия. На торжественном собрании присутствовал руководитель комсомола республики Юрий Андропов.
В связи с началом Великой Отечественной войны 23 июня 1941 г. ЦК ВЛКСМ принял постановление «О мероприятиях по военной paбoтe в комсомоле». В нем указывалось, что в связи с вероломным нападением германских фашистов на нашу страну ЦК ВЛКСМ требует от всех комсомольских организаций сплоченности, дисциплины, организованности, чтобы каждый комсомолец проникся ответственностью за порученное дело, помогал обеспечивать Красную Армию всем необходимым для победы над врагом (см.: Товарищ комсомол, 1969: 3–5).
В республиканской газете «Ленинское знамя» было опубликовано обращение группы студентов Карело-Финского университета ко всем студентам с призывом идти добровольцами на фронт. Инициаторами этого почина стали студенты А. Поттоева, С. Фишман, Е. Власова, З. Ковыршина, Т. Ананина. Одновременно с подобной же инициативой к студентам и учащимся старших классов обратились учащиеся Петрозаводского педучилища (Ленинское знамя. 1941. 24, 25 июня).
Судьба многих студентов университета оказалась тесно связана с Ю. В. Андроповым — он занимался организацией подпольной работы на оккупированной территории. Годы войны нередко делали судьбы людей одновременно и героическими, и трагическими. Одна из них — Татьяна Ананина. Девушка окончила финскую школу, хорошо знала язык. Она рано потеряла родителей, воспитывалась в интернате. Сначала училась в пединституте, затем поступила на второй курс историко-филологического факультета университета. В зачетной книжке филолога Ананиной — только отличные оценки. Она сотрудничала с редакциями республиканских газет, была членом комитета комсомола университета, в первые дни войны стала секретарем Октябрьского райкома комсомола Петрозаводска. 22 июля 1941 г. Татьяна Ананина выступила на собрании городского комсомольского актива. На собрании выступали также секретарь комитета комсомола Онегзавода, будущий партизан Михаил Захаров, и комсомольский руководитель республики Ю. Андропов.
В октябре 1941 г. Татьяна Ананина была направлена на разведывательную работу. После прохождения спецподготовки, в ночь на 20 июня 1942 г. Татьяна Ананина в составе группы разведчиков была заброшена в тыл врага в Ведлозерский район. Почти два месяца звучали в эфире ее позывные с важными сведениями. Но в августа в бою с оккупантами погибли члены разведгруппы, а через несколько дней враги схватили и Татьяну. Начались допросы, страшные пытки. Ее морили голодом, запирали для устрашения в покойницкой. Но ничто не сломило ее волю, она даже не назвала своей настоящей фамилии. Ничего не добившись от девушки, оккупанты расстреляли ее 1 сентября 1942 г. Лишь через два десятилетия после окончания войны удалось установить подлинное имя подпольщицы. Подвиг Татьяны Ананиной служит примером мужества и любви к Родине. В дни празднования 20-летия великой Победы отважная разведчица была посмертно награждена орденом Отечественной войны I степени (Милые красавицы России..., электр. ресурс).
Другая судьба — Анна Кужиева. Ане к началу войны исполнилось двадцать лет. Окончив педагогическое училище, она поступила в пединститут, а затем на биологический факультет университета, в котором закончила два курса. Была направлена работать учителем в Каршевскую семилетнюю школу Пудожского района, но вскоре добровольно вступила в истребительный отряд, а затем стала медсестрой партизанского отряда «Боевой клич». Вместе с партизанами она стойко переносила все тяготы и испытания походной жизни и боевых операций партизан в тылу врага. В 1942 г. партизаны возвращались к линии фронта из трудного и далекого рейда, несли с собой раненых, отражая атаки преследовавшего их противника. В одном из таких боев 20 августа медсестра Анна Кужиева была смертельно ранена (см.: там же).
Непростой была военная судьба Елизаветы Сокка, студентки финно-угорского отделения историко-филологического факультета. В 1941 г. ее подготовили к работе в качестве военного переводчика. В начале 1943 г., когда Е. Сокка училась в университете, она получила вызов ЦК комсомола Карелии и направление в спецшколу. После войны Е. Сокка работала переводчиком финского языка в государственных учреждениях Москвы и Ленинграда (см.: там же).
С первых дней войны комсомольские организации республики выполнили большую организационную работу по привлечению студенческой молодежи на производство, в промышленность. Необходимо было решить проблему пополнения народного хозяйства квалифицированными кадрами в короткий срок. На плечи учащейся молодежи легла основная тяжесть работы на многих решающих участках, одним из которых был Онежский машиностроительный завод. ЦК комсомола республики направил в промышленность 1 930 человек из состава учащейся молодежи — студентов, учащихся техникумов. В результате проведенной организационной работы 40-50% занятых в промышленности республики составляла молодежь (Карельский государственный краеведческий музей. Рукописный фонд. Инв. №416. С. 5; инв. №53. С. 14).
В Карелии работа по оказанию помощи фронту осуществлялась в сложных прифронтовых условиях. На долю неоккупированных районов перед войной приходилось лишь 17% всей промышленной продукции, производимой в республике. Значительно сократилась численность населения Карелии — до 75 тыс. к началу 1942 г., т. е. ко времени стабилизации Карельского фронта (Карелия в годы Великой Отечественной войны … , 1975: 6, 8).
Участие студенческой молодежи в оказании помощи фронту имело большое военно-хозяйственное и общественно-политическое значение. В университете в июне 1941 г. заканчивался первый учебный год, обучалось 711 студентов. По социальному составу 81% первокурсников составляли рабочие и крестьяне. Почти 80% юношей первого курса, студентов старших курсов, перешедших в университет из института, имели рабочий стаж. Показательно, что почти треть студентов историков и филологов третьего и четвертого курсов до поступления в университет работали сельскими учителями, избачами, библиотекарями, занимались общественной работой (Петрозаводский университет. 1981. 8 мая).
В первые же дни войны на состоявшемся в университете митинге студенты приняли резолюцию, в которой заявили, что готовы отдать все свои силы на защиту Родины, заменить на производстве ушедших на фронт. Выступившая на митинге студентка третьего курса Дебора Сапожникова объявила о готовности выполнить любое задание, честно и добросовестно, с утроенной энергией работать на своем посту. Слова студента университета Семена Криворучко — «Мы будем работать так, как этого требует страна» — стали руководством к действию (Ленинское знамя. 1941. 5 июля).
В первый же день ушли в Красную Армию 35 студентов-добровольцев (Петрозаводский университет. 1981. 8 мая). Те, кому было отказано в заявлении об отправке на фронт, пришли в комитет комсомола с просьбой направить их на работу на Онежский машиностроительный завод. Они понимали, что в связи с мобилизацией квалифицированных рабочих на фронт на производстве остается много свободных рабочих мест, которые необходимо заполнить. Девушки осваивали профессии и специальности, которые до войны считались чисто мужскими. Инициатором почина по овладению мужскими специальностями (токаря, фрезеровщика, слесаря) в Карелии выступила молодой токарь Онежского завода А. Бошакова (Ленинское знамя. 1941. 26 июня).
В начале войны Петрозаводский горком комсомола направил на Онегзавод 66 студентов, в основном на завод пришли девушки (Докладная записка Ю. Андропова первому секретарю ЦК ВЛКСМ Н. А. Михайлову «О перестройке работы комсомольских организаций республики на военный лад», 18 августа 1941 г. // РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 6. Д. 4. Л. 45). В числе первых включившихся в соревнование по овладению производственными профессиями были студентка третьего курса отделения финно-угорских языков Вера Олыкайнен, филолог Унельма Конкка, Нина Мельникова, Мария Семенова (Ленинское знамя. 1941. 1, 11, 17 июля).
Называя Онежский завод «второй линией фронта», студентки поклялись работать за двоих, и слово свое одержали. Овладев сложными профессиями токаря и фрезеровщика, через короткое время они не только выполняли, но и перевыполняли утвержденные нормы. Токари Н. Мельникова и К. Иудина, фрезеровщик У. Конкка уже в середине июля 1941 г. выполняли задания на 110–120%. Вера Олыкайнен всего за десять дней освоила профессиональное мастерство на токарном станке под руководством опытного наставника — мастера сборочного цеха Л. Горлова. 9 июля девушка выполнила двойную норму, 200% выработки стали для нее ежедневной нормой (РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 6. Д. 4. Л. 45; Онежец. 1941. 2 июля; Ленинское знамя. 1941. 1, 16, 17 июля).
Стремление молодых патриотов помочь фронту, стране в трудное военное время повысило ответственность, дисциплинированность и организованность студентов. Участие студентов в оказании помощи фронту являлось для молодежи хорошей школой воспитания гражданственности и патриотизма. Выполняя дневную норму, студенты проявляли заинтересованность в результатах общего труда коллектива цеха и завода. «У нас нет еще опыта в работе», — отмечали Н. Мельникова и М. Семенова, — но есть главное — желание работать» (Ленинское знамя. 1941. 17 июля). Свою главную задачу студентки видели в том, чтобы постоянно совершенствовать процесс работы, чтобы повысить производительность труда, улучшить качество продукции. Студент В. Зотиков, работая на Онегзаводе, особо подчеркивал, что каждый день учится и совершенствуется в своей новой профессии (Ленинское знамя. 1941. 15 августа).
Высокое чувство патриотизма и ответственности студентов университета, пришедших на производство, проявилось в том, что они обратились через республиканскую газету «Ленинское знамя» к учащейся молодежи Карелии — студентам, учащимся техникумов, школьникам старших классов — с призывом идти на трудовой фронт — в колхозы, на заводы и фабрики, чтобы овладеть производственной профессией, заменить ушедших на фронт, своим трудом в тылу помочь армии. С этой инициативой выступили студентки В. Олыкайнен и У. Конкка. Студентка первого курса университета В. Подхомутова призвала последовать примеру студенток университета и обратилась к комсомолкам республики с призывом «Комсомолки — на производство!» (Молодой большевик. 1941. 29 июня, 11 июля).
Важно отметить, что подобные инициативы и почины молодежи в военное время имели неоценимое значение. Они давали, как правило, начало массовому движению молодежи, вызывали у молодежи потребность помочь фронту на любом участке тыла. Так, в ответ на призыв студенток университета на Онежский завод пришли учащиеся педагогического училища Кирилов, Власова, Визюркина, учащиеся кооперативного техникума Попов, Деев, Филиппов, Харыбин. В это тяжелое время везде требовались рабочие руки. Учащийся кооперативного техникума Г. Елин работал на заводе техником-связистом, группа учащихся этого же техникума — в охране завода (Ленинское знамя. 1941. 2, 5 июля).
Особенно сложные задачи приходилось решать в области сельского хозяйства. После эвакуации большинства колхозов и совхозов на восток, оккупации наиболее развитых в сельском хозяйстве южных районов Карелии, к началу 1942 г. из 1 100 колхозов, работавших в республике в довоенные годы, осталось лишь 174, от 12 совхозов — всего 6. В колхозах насчитывалось немногим более трех тысяч трудоспособных работников, около 80% из них составляли женщины (Шпак, 1975: 219).
Учитывая острый недостаток рабочей силы в колхозах и совхозах республики, часть студентов пошла работать в сельское хозяйство. Выпускники учительского института Л. Бабкина, И. Спиридонов, Я. Солодий после сдачи выпускных государственных экзаменов сразу же прибыли в сельскую местность по распределению, чтобы лето отработать на полях колхоза. В родной колхоз вернулись учащиеся кооперативного техникума Карцев и Орефьев. Студентка университета Виено Ахокас, отправляясь в колхоз, заявила: «Буду работать в поле так же отлично, как и училась в университете» (Ленинское знамя. 1941. 2 июля, 22 августа; Молодой большевик. 1941. 12 июля).
Патриотами своей страны выступили студентки учительского института, выступившие инициаторами движения за овладение военно-санитарным делом. 72 студента института и университета записались на курсы медсестер, чтобы освоить эту специальность и работать на одном из важных участков тыла — в военных госпиталях. Среди них: Ж. Чикалева, В. Иванюженко, К. Фомина, С. Онякоза, О. Сковородникова, А. Лепилова, П. Балагурова, Н. Артеменкова и др. (Ленинское знамя. 1941. 22 августа; Молодой большевик. 1941. 12 июля).
Студентки записывались в народное ополчение, чтобы освоить военную специальность. К. Иудина, М. Семенова, Н. Мельникова стали командирами отделений. Свою задачу они видели в том, чтобы ополченцы успешно освоили военное дело и при необходимости с оружием в руках встали в ряды защитников Родины (Ленинское знамя. 1941. 17 июля).
Одной из эффективных форм патриотических починов молодежи в помощь фронту стали комсомольско-молодежные воскресники. Активное участие студенты приняли в первом Всесоюзном комсомольско-молодежном воскреснике 17 августа 1941г. Студенты успешно справились с поставленной задачей на одном из самых сложных участков — на выгрузке древесины из воды и из барж, выкатке ее на берег, укладке дров в штабеля. Бригада университета, возглавляемая ректором Константином Дмитриевичем Митропольским, добилась лучших показателей труда, выполнив задание на 150% (Страницы истории комсомола Карелии. С. 145; Карельский государственный краеведческий музей. Рукописный фонд. Инв. №416. С. 7).
Таким образом, первые же месяцы Великой Отечественной войны были отмечены массовым движением студенческой молодежи в помощь фронту. Вынужденная эвакуация университета не остановила начавшуюся в первые дни войны перестройку работы вуза в соответствии с новыми военными условиями.
В связи с начавшейся эвакуацией резко сократилась численность студентов и учащихся техникумов. Общий континент учащейся молодежи составлял до войны более 100 тысяч — около 1/6 всего населения Карелии (НА РК. Ф. Р-1192. Оп. 2. Д. 4/39. Л. 1; Д. 4/40. Л. 14). В довоенный год работали два высших учебных заведения, 14 техникумов. После начала военных действий были временно закрыты Петрозаводский учительский институт (в июле 1941 г.), все техникумы, за исключением лесотехнического, который эвакуировался в г. Тотьму Вологодской области (Там же. Ф. Р-1174. Оп. 1. Историческая справка; Ф. Р-2995. Оп. 1. Историческая справка; Ф. Р-2967. Историческая справка; Ф. Р-393. Оп. 3. Историческая справка).
Крупнейшее учебное учреждение Карелии — государственный университет — в конце августа — начале сентября 1941 г. был перебазирован в г. Сыктывкар Коми АССР. Студенты и преподаватели университета поддерживали прочную связь с Карелией. Первоначально с университетом эвакуировались только студенты выпускного курса, все остальные остались на оборонных работах. Эвакуация в Сыктывкар продолжалась с 28 августа по 10 октября 1941 г., т. е. полтора месяца (на обратный путь в 1944 г. понадобилась всего неделя — с 30 июля по 7 августа) (НА РК. Ф. Р-1192. Оп. 2. Д. 3/36. Л. 5–6).
Трудности, связанные с эвакуацией и работой на новом месте, осложнялись целым рядом факторов: во-первых, резким сокращением численности студентов: новый учебный год в Сыктывкаре 1 ноября 1941 г. начинали 56 студентов (Петрозаводский университет. 1965. 7 мая). Вследствие этого университету пришлось производить набор студентов в Коми АССР, Вологодской и Архангельской областях. Во-вторых, значительная часть преподавателей и студентов университета ушли в Красную Армию, в том числе руководители университета: ректор Т. И. Лехен, декан историко-филологического факультета М. Г. Никулин, председатель профкома Иван Жилин и др. (Петрозаводский университет. 1981. 8 мая).
Численность комсомольской организации университета значительно сократилась: к концу 1941 г. в организации насчитывалось около 50 членов. Из состава студентов на фронт ушли 47% процентов физиков и математиков, больше половины историков и филологов (из 336 студентов самого большого факультета), половина студентов биофака, более 85% геологов — в целом более 2/3 всех студентов университета (Петрозаводский университет. 1965. 7 мая; 1981. 24 апреля, 8 мая). Вследствие сокращения комсомольской организации университета она работала в этот период в составе объединенной организации с Коми педагогическим институтом. Планомерная, кропотливая деятельность по мобилизации комсомольцев университета на выполнение задач военного времени осуществлялась под руководством вновь избранного бюро ВЛКСМ (секретарь Н. Силкина).
Постоянно поддерживались отношения университета с Карелией. Инспекторская проверка работы университета регулярно осуществлялась специальной комиссией Наркомпроса Карелии. Особое внимание обращалось на необходимость улучшения идейно-политического воспитания студентов. В этой связи была поставлена задача: в процессе преподавания учебных дисциплин использовать материалы о войне. Преподаватели стремились насыщать лекции примерами из жизни фронта и тыла, чтобы учебные занятия волновали студентов, вызывали потребность помочь фронту. Росту инициативы и активности студентов университета способствовало соревнование с Коми пединститутом, начавшееся в 1942 г (НА РК. Ф. Р-1192. Оп. 2. Д. 15/150. Л. 30). Усиление идейно-политической работы создавало целенаправленность в занятиях студентов и их помощи фронту.
В 1942 г. произошли заметные изменения в студенческой среде. Возвращались в университет после лечения в госпиталях студенты-фронтовики. Они рассказывали о суровых буднях войны, о героизме бойцов и командиров на передовой, о сложной обстановке на фронте. Их принципиальность и чувство гражданского долга являлись замечательным примером для всех студентов, побуждали каждого внести свой вклад в разгром врага, почувствовать сопричастность к общему делу и стать участником Великой Отечественной войны (НА РК. Ф. Р-1178. Оп. 2. Д. 4/42. Л. 12; Ф. Р-1192. Оп. 2. Д. 16/160. Л. 45). Стремление помочь фронту воплотилось в ударном труде на сплаве в июле-августе 1942 г., на уборке картофеля и капусты, на подвозке дров.
За два военных года студенты университета научились совмещать успешную учебу с самоотверженной работой по оказанию помощи фронту. Значительно улучшилось качество учебной и воспитательной работы. Итоги первого семестра 1942/1943 учебного года в университете были следующие: 58,4% отличных оценок, 25,3% — хороших и лишь 2,7% — неудовлетворительных (НА РК. Ф. Р-1192. Оп. 2. Д. 15/150. Л. 60). В студенческой среде нашел отклик студенческий антифашистский митинг в Москве, проведенный в ноябре 1942 г. Участники этого митинга обратились к студенчеству страны с призывом настойчиво овладевать знаниями — Родине требовались сотни тысяч квалифицированных специалистов во всех отраслях науки, техники, культуры.
Ю. В. Андропов получал информацию из Сыктывкара из писем своей коллеги по работе в Ярославском обкоме комсомола Анны Рыбаковой. С 1942 г. она работала секретарем по пропаганде Коми обкома комсомола. А. Рыбакова информировала Андропова о делах эвакуированной молодежи из Карелии: в эвакуации в Сыктывкаре находились не только студенты, но и карельские школьники.
В 1943 г. активная подготовка к летним работам, в отличие от предыдущего года, началась заранее: в январе 1943 г. в учебный план были введены новые предметы — «Сплавное дело» (50 часов) и «Сельскохозяйственное производство», открылись автокурсы. В результате проведенной в течение второго семестра 1942/1943 учебного года подготовки работа студентов и преподавателей университета па сплаве в 1943 г. была организована более эффективно. Студенты работали в Трехозерной запани и водном цеху Сыктывкарского лесозавода №1. С 16 июня по 24 сентября университет полностью отвечал за выполнение производственной программы завода — выкатку из воды 8 тысяч бревен в сутки (т. е. 3 тысяч кубометров древесины). В течение летнего периода 1943 г. студенты выработали 3 916 норм при 3 165 трудоднях (т. е. обеспечили 107% ежедневной выработки) (НА РК. Ф. Р-1178. Оп. 2. Д. 4/42. Л. 9; Ф. Р-1192. Оп. 2. Д. 16/160. Л. 45, 61).
Студенты стойко переносили бытовые лишения. Многие были физически истощены из-за постоянного недоедания и недосыпания, не имели помощи из дома и жили на стипендию и студенческий паек (400 граммов хлеба). До войны женский труд не применялся на лесозаводе вообще, сейчас же девушки-студентки составляли главную рабочую силу, причем студентки М. Русанова, И. Мякеля, П. Якконен, И. Ренквист выработали по 71 трудодню при норме 50 трудодней (НА РК. Ф. Р-1192. Оп. 2. Д. 16/160. Л. 61). Работали в две смены — дневную и ночную, по 12 часов каждая — и в дождь, и в холод, в сентябре даже в снег. Несмотря на эти трудности, недостаточное питание, студенты не уходили с рабочего места, показывая высокую производительность труда, а после смены интересовались итогами рабочего дня или ночи. Некоторые бригады выполняли нормы выработки по 120% и более. «Программа напряженная, — отмечал ректор университета К. Д. Митропольский, — и это чувствуют товарищи и теперь крепко взялись за работу. Без труда не вырастить честных людей, не дать стране человека, который бы все умел — и делать, и думать [курсив авт. — Ю. В.]» (НА РК. Ф. Р-1192. Оп. 2. Д. 15/150. Л. 99). В этой замечательной фразе руководитель университета, педагог по специальности (он являлся также зав. кафедрой педагогики) выразил важнейшую государственную установку, связанную с обучением и воспитанием студенчества — будущего потенциала страны.
Выполнение важной государственной задачи потребовало от студентов исполнительности и дисциплины, закалило их волю, настойчивость, инициативу и умение трудиться. По отзыву руководства завода, коллектив студентов и преподавателей университета «как бы врос в поточную систему завода, стал понимать и обсуждать завод в целом, по государственному» (НА РК. Ф. Р-1192. Оп. 2. Д. 16/160. Л. 61).
Реализации напряженной программы способствовало соревнование. Соревнование студентов проходило на нескольких уровнях: внутри бригады между ее членами, между бригадами, между сменами. Такая организация позволяла улучшить показатели, перенимать передовой опыт лучших бригад, стимулировать студентов на достижение более высоких рубежей. После трудового дня передовые бригады получали поощрение в виде традиционного пирога. Сам директор завода подносил его на широком блюде, на полотенце и в присутствии всех рабочих вручал пирог отличившейся бригаде. Студенты, перевыполнявшие нормы, получали право на дополнительный «стахановский» обед.
На торжественном заседании в Доме народного творчества, посвященном окончанию сплавных работ, в выступлениях руководителей Коми АССР подчеркивалось, что студенты университета блестяще выполнили государственное задание. Студенты П. Якконен, И. Мякеля, М. Миронова, И. Ренквист, М. Русанова, В. Серикова и В. Суханова были награждены Почетными грамотами Президиума Верховного Совета Республики Коми.
Но не только на сплавных работах отличились студенты университета летом 1943 г. Патриотическое движение в помощь фронту находило выражение в самых различных формах. Важное оборонное значение имела работа студентов геологического факультета в экспедициях на Северном Урале по изысканию полезных ископаемых — железа, полиметаллов, нефти и газа. Геологические работы требовали тяжелого физического труда. В летний период 1943 г. часть студентов работала в сельском хозяйстве: полевую практику биологов заменили сельскохозяйственными работами. Все студенты подписались па военный заем и денежно-вещевую лотереею. Активная помощь оказывалась семьям фронтовиков в подвозке топлива, по-ударному трудились студенты на уборке овощей, разгрузке барж, корчевании леса, мотыжении полей, прокладке шоссейных дорог. Немало труда студенты вложили в разработку подсобного хозяйства университета площадью более 20 гектаров.
Большое влияние на повышение студенческой активности оказало изменение стратегической обстановки на фронте: победа в Сталинградской битве положила начало коренному перелому в Великой Отечественной войне. Героизм, самоотверженность, чувство долга перед Родиной братьев, отцов, бывших однокурсников, сражавшихся на фронте, придавали силы и укрепляли трудовой энтузиазм студентов. Студенчество университета считало своим патриотическим долгом ответить на исторические победы в Сталинградской битве, на Курской дуге новым подъемом движения по оказанию помощи фронту.
Ответственность студентов повысило введение книжек «Личный счет студента в помощь фронту», в которые вносились показатели вклада каждого студента в общее патриотическое дело. Ударный труд студентов в летний период 1943 г. способствовал развитию общественной активности студентов. В Договоре о соревновании университета и Коми педагогического института на 1943/1944 учебной год, принятом 1 октября 1943 г., студенты выразили готовность заниматься любой работой, необходимой для помощи фронту (НА РК. Ф. Р-1178. Оп. 2. Д. 4/42. Л. 13).
Главным критерием общественной активности комсомольцев стал труд на сплаве. Поэтому на выборах комитета комсомола университета комсомольцы избрали в его состав лучших студентов из своего рабочего коллектива. Секретарем комсомольского комитета стала председатель рабочкома на сплаве стахановка Валентина Суханова. Повышению активности студентов в оказании помощи фронту способствовало выделение комсомольской организации университета в самостоятельную организацию в октябре 1943 г (до этого существовала объединенная организация с Коми пединститутом). Выделение самостоятельных организаций создавало благоприятные условия и возможности для развития соревнования с пединститутом. В родной университет возвращались студенты-фронтовики. Одним из них был В. Блинов. После ранения и лечения в госпитале он прибыл в университет, стал председателем профкома и членом комитета комсомола. Возвращение фронтовиков способствовало укреплению комсомольской организации.
Формой помощи фронту являлась подготовка боевых резервов из числа студентов. Военное обучение рассматривалось в качестве одной из важных задач, поставленных руководством страны перед студенчеством: освоение военной специальности вменялось в обязанность каждого студента во время обучения в высшем учебном заведении (см.: Правда. 1942. 13 сентября). Такая задача ставилась для того, чтобы студент, подготовленный в военном деле, при необходимости в любую минуту мог взять в руки винтовку, автомат, пулемет, стать боевым командиром.
Студенты проходили военную подготовку на военной кафедре университета. Во всевобуче студентов произошли существенные изменения: еще год назад вообще не было никаких кружков всевобуча. В соответствии с планами всевобуча к осени 1943 г. все студенты сдали нормы ПВХО («Противовоздушная и химическая оборона») и ГСО («Готов к санитарной обороне»), многие также сдали нормативы ВС («Ворошиловский стрелок») и ГТО («Готов к труду и обороне»). В университете работали кружки пулеметчиков и автоматчиков, стрелков, лыжников и др. (НА РК. Ф. Р-1178. Оп. 2. Д. 4/44. Л. 51; Д. 3/35. Л. 30; Ф. Р-1192. Оп. 2. Д. 15/150. Л. 61).
Студенты, уходившие на фронт в 1942/1943 году, были обучены военному делу. В 1942 г. на фронт ушли около 30 студентов и преподавателей университета, в 1943 г. — еще 10 человек, среди них были и те, кто добился отправки на фронт, несмотря на отсрочку по ранению (Петрозаводский университет. 1981. 8 мая). Стойко сражались с врагом на Сталинградском фронте пулеметчики К. Скворцов и В. Полукеев, павшие смертью храбрых в 1943 г. Пулеметным взводом командовал И. Безруков — он геройски погиб под Воронежем. Пулеметчиками ушли на фронт студенты Т. Ахава и В. Блинов. В 1943 г. из 16 студентов-мужчин в университете 15 являлись инвалидами войны (НА РК. Ф. Р-1178. Оп. 2. Д. 4/44. Л. 53). Поэтому в этот период особое внимание уделялось военной подготовке девушек: студентки обучались на военной кафедре по специальностям сандружинниц, телеграфисток, телефонисток, радисток. Университет готовил в тылу боевой резерв.
Следует отметить важное обстоятельство: с начала 1944 г. призыв студентов и преподавателей в армию прекратился: необходимо было сохранить интеллектуальный и научный потенциал для будущего развития страны (см.: Правда. 1944. 9 марта, 19 мая).
Около трех лет работал университет в Сыктывкаре, только в июле 1944 г. началось возвращение в освобожденный Петрозаводск. Оккупанты разрушили город, в том числе здание университета, которое представляло собой груду развалин. Поэтому первоочередной задачей являлось восстановление столицы Карелии. В соответствии с постановлением CНК СССР и ЦК ВКП(б) о неотложных мерах по восстановлению хозяйства в освобожденных районах, студенты также привлекались к восстановительным работам.
Материальные условия в вузе в этот период продолжали оставаться тяжелыми: занимались в две смены, не хватало топлива, электроэнергии, с перебоями работал водопровод, отсутствовали необходимые материалы и оборудование. Нередко из-за холода студенты сидели на лекциях в пальто. Учебу приходилось совмещать с разгрузкой барж с дровами (История ПетрГУ. Хроника … , 2007: Электр. ресурс).
Продолжая свои трудовые традиции, студенчество университета обратилось к молодежи родного города с призывом в короткий срок восстановить здание университета. При обязательной норме на восстановительных работах — 10 часов в месяц — каждый комсомолец взял на себя личное обязательство отработать не менее 20 часов в месяц в свободное от учебы время (см.: Летопись комсомола Карелии … , 1980: 53). Многие студенты имели личные книжки восстановителей города. Такие книжки получали особо отличившиеся на восстановительных работах. В их числе — Дина Мальцева, Роза Осипова, Диана Клячина. Кроме участия в восстановительных работах все студенты университета отработали также по 10–12 трудодней в подсобном хозяйстве. В восстановлении разрушенных городских объектов, в работе на полях подсобного хозяйства, заготовке дров отличились студенты историко-филологического факультета, особенно группа филологов второго курса, которая была отмечена в приказе ректора и награждена подарками.
Важным фактором трудового энтузиазма студенческой молодежи Карелии по оказанию помощи фронту на протяжении всего военного периода являлись внимание и забота государственных и общественных организаций (Наркомпроса, ЦК ЛКСМ КФССР), руководства университета. Высшее учебное заведение имело возможность из года в год пополнять состав студентов. Динамика количественного состава свидетельствует о постоянном увеличении контингента: к концу 1942/1943 учебного года в университете училось 136 студентов (в т. ч. 126 женщин), в начале следующего 1943/1944 учебного года набор составил 201 студент (из них 181 женщина), а в начале 1944/1945 учебного года был принят 271 студент, 142 человека являлись комсомольцами. Состав студентов был интернациональным: 207 русских, 12 финнов, 9 карел, 27 коми, 6 украинцев, 1 немец, 4 еврея, 2 белоруса, по одному — эстонец, татарка, мордовка. Положительная динамика роста численности студентов проявлялась ежегодно по каждому из четырех факультетов: историко-филологического, биологического, физико-математического, геологического (см.: Приложение 1).
Несмотря на сложные военные условия, успешная учеба рассматривалась главной задачей студента. Нелегко было учиться, но успеваемость студентов в военные годы составила 92%, процент хороших и отличных оценок — 84%. Это был тоже труд во имя будущего. За годы войны университет подготовил 75 квалифицированных специалистов (в том числе в 1942 г. — 22 человека, в 1943 — 14, в 1944 г. — 33 выпускника (НА РК. Ф. Р-1178. Оп. 2. Д. 4/44. Л. 2; Д. 4/55. Л. 2; Д. 6/73. Л. 3; Петрозаводский университет. 1981. 8 мая).
В годы Великой Отечественной войны студенты не могли остаться в стороне от всенародного движения в помощь фронту. В суровое военное время студенчество Карело-Финского государственного университета по собственной инициативе отказалось от летних каникул, чтобы это время использовать для ударного и самоотверженного труда в народном хозяйстве, помочь стране и фронту. Студентов воодушевлял личный пример их преподавателей и ректора университета К. Д. Митропольского, работавших на сплаве вместе со студентами. «Сам же я тоже хожу с мозолями, багор часто бывает в моих руках. Более того, я научился им владеть, и неплохо», — писал он из Сыктывкара в Карелию (НА РК. Ф. Р-1192. Оп. 2. Д. 15/150. Л. 99).
Патриотическое движение студентов университета было поддержано учащимися педагогического училища, которое вновь открылось в г. Пудоже в 1942 г. Учащиеся педучилища отличились в заготовке дров, организовали рыболовную бригаду, участвовали в воскресниках, заработанные на них деньги передавали на строительство танковой колонны, санитарного самолета. В 1942/1943 учебном году патриотические дела 125 учащихся педучилища в Пудоже выразились в следующих показателях: собрано 1 200 кг ягод, 450 кг грибов, в фонд обороны сдано к 25-й годовщине Октябрьской революции 4 077 руб., к 25-й годовщине Красной Армии на танковую колонну — 2 072 руб., на санитарный самолет — 750 руб., на авиаэскадрилью «Комсомолец Карелии» — 700 руб. Учащиеся училища участвовали в сдаче норм на оборонные значки: нормы ПВХО успешно сдали 121 человек, ГТО — 52, ВС — 47, с лыжными нормативами справились 98 человек. В училище подготовили 18 автоматчиков, четверо из которых ушли в Красную Армию. Весной и летом 6 бригад учащихся своими силами заготовили дрова для отопления училища: из реки было поднято и сложено в штабеля 1 020 кубометров дров (НА РК. Ф. Р-1192. Оп. 2. Д. 16/161. Л. 59–60, 83, 202).
После восстановления и открытия в ноябре 1943 г. в Кеми учительского института студенты всех трех факультетов (92 студента) сразу же включились в патриотическое движение. После возвращения института в освобожденную столицу республики они проявили себя на восстановительных работах (осенью 1944 г. в институте обучалось 128 студентов, из них 125 женщин). На городских объектах студенты и сотрудники учительского института выработали 6 тысяч часов. 90 человек получили книжки восстановителей города (НА РК. Ф. Р-1174. Оп. 1. Д. 1/2. Л. 9; Д. 1/4. Л. 18).
В освобожденный Петрозаводск возвратились из Пудожа педагогическое училище и сельскохозяйственный техникум, из вологодской Тотьмы — лесотехнический техникум. Вновь возобновили работу кооперативный в педагогический техникумы, открылся новый архитектурно-строительный техникум.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. И. Калинин отмечал, что «напряженный труд советской молодежи, наблюдавшийся повсюду и ежедневно, говорит о том, что наше молодое поколение в суровое время войны очень выросло в политико-моральном отношении» (Калинин, 1956: 347). Эти слова в полной мере относятся к студенческой и учащейся молодежи Карелии. Особый вклад в общее дело внесли студенты Карело-Финского государственного университета. Патриотическое движение студентов находило выражение в различных формах: в первые месяцы войны — ударный труд на Онежском заводе, в сельском хозяйстве, в военных госпиталях, на воскресниках в фонд обороны, на оборонных работах; в эвакуации в Сыктывкаре — на тяжелых сплавных работах, в сельском хозяйстве, на промышленных предприятиях, в госпиталях; в заключительный период войны в освобожденном Петрозаводске — на восстановительных работах. Вся деятельность университета была подчинена требованиям военного времени. В тылу студенты изучали военное дело, готовясь встать в ряды защитников Родины. Осуществляя постоянную помощь фронту, университет успешно выполнял свою главную задачу — подготовку специалистов.
В годы войны университет, учительский институт, техникумы пополнялись выпускниками школ Карелии. С другой стороны, многие выпускники высших и средних специальных учебных заведений направлялись в систему просвещения, работали учителями, воспитывали подрастающее поколение. В этом проявлялась преемственность традиций обучения и воспитания советской молодежи.
Юрий Владимирович Андропов обучался в Карело-Финском университете заочно на историческом отделении историко-филологического факультета в 1947–1951 гг. (Известные люди, обучавшиеся в Петрозаводском университете … , 2012: Электр. ресурс). В эти годы он работал вторым секретарем ЦК КП(б) КФССР. Но Карело-Финский университет окончить не успел: на четвертом году учебы был переведен в Москву. В выданной ему справке 10 июля 1951 г. перечислены 24 сданных экзамена (все отлично) и 5 зачетов (Шлейкин, 2014: 258).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Известные люди, обучавшиеся в Петрозаводском университете / Выставка, посвященная 70-летию университета (2012) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Петрозаводского государственного университета]. URL: http://www.petrsu.ru/70/exhibition.html [архивировано в WebCite] (дата обращения: 30.05.2014).
История ПетрГУ. Хроника: Период Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) (2007) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Петрозаводского государственного университета. URL: http://www.petrsu.ru/General/History/war.html [архивировано в WebCite] (дата обращения: 30.05.2014).
Калинин, М. И. (1956) О коммунистическом воспитании. М. : Молодая гвардия. 382 с.
Карелия в годы Великой Отечественной войны. 1941–1945 (1975) : Документы и материалы. Петрозаводск : Карелия. 447 с.
Летопись комсомола Карелии. 1920–1980. (1980) Петрозаводск : Карелия. 149 с.
Милые красавицы России... [Электронный ресурс] // Считать выбывшими в РККА [История Карело-Финского (Петрозаводского) государственного университета в годы Великой Отечественной войны]. URL: http://www.petrsu.ru/60/history/girls.htm [архивировано в WebCite] (дата обращения: 30.05.2014).
Товарищ комсомол (1969) : Документы съездов, конференций и ЦК ВЛКСМ. 1918–1968 : в 2 т. М. : Молодая гвардия. Т. 2. 1941–1968. 496 с.
Шлейкин, Ю. В. (2014) Андропов. Карелия. 1940–1951… : биографическая хроника. Петрозаводск : Острова. 288 с.
Шпак, А. А. (1975) Подвиг юности: Комсомол Карелии в Великой Отечественной войне. 3-е изд., испр. и доп. Петрозаводск : Карелия. 248 с.
REFERENCES
Izvestnye liudi, obuchavshiesia v Petrozavodskom universitete / Vystavka, posviashchennaia 70-letiiu universiteta [Prominent People Who Studied at Petrozavodsk University / Exhibition Dedicated to the 70th Anniversary of the University] (2012) Ofitsial'nyi sait Petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta [Official Website of Petrozavodsk State University] [online] Available at: http://www.petrsu.ru/70/exhibition.html [archived in WebCite] (accessed 30.05.2014). (In Russ.).
Istoriia PetrGU. Khronika: Period Velikoi Otechestvennoi voiny (1941–1945 gg.) [History of Petrozavodsk State University. The Chronicle: The Period of the Great Patriotic War (1941–1945)]. (2007) Ofitsial'nyi sait Petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta [Official Website of Petrozavodsk State University] [online] Available at: http://www.petrsu.ru/General/History/war.html [archived in WebCite] (accessed 30.05.2014). (In Russ.).
Kalinin, M. I. (1956) O kommunisticheskom vospitanii [On Communist Upbringing]. Moscow, Molodaya gvardia Publ. 382 p. (In Russ.).
Kareliia v gody Velikoi Otechestvennoi voiny. 1941–1945 [Karelia during the Great Patriotic War. 1941–1945] (1975) : Documents and Materials. Petrozavodsk, Karelia. 447 p. (In Russ.).
Letopis' komsomola Karelii. 1920–1980 [Annals of Komsomol in Karelia. 1920–1980]. (1980) Petrozavodsk, Karelia Publ. 149 p. (In Russ.).
Milye krasavitsy Rossii... [Dear Beautiful Women of Russia]. Schitat' vybyvshimi v RKKA (Istoriia Karelo-Finskogo (Petrozavodskogo) gosudarstvennogo universiteta v gody Velikoi Otechestvennoi voiny) [Consider Them Departed to the Workers’ and Peasants’ Red Army. The History of Karelian-Finnish (Petrozavodsk) State University during the Great Patriotic War] [online] Available at: http://www.petrsu.ru/60/history/girls.htm [archived in WebCite] (accessed 30.05.2014). (In Russ.).
Tovarishch komsomol [Comrade Komsomol] (1969) : Documents of Congresses, Conferences and the Central Committee of the All-Union Leninist Young Communist League. 1918–1968 : in 2 vols.. Moscow, Molodaya gvardia Publ. Vol. 2. 1941–1968. 496 p. (In Russ.).
Shleikin, Yu. V. (2014) Andropov. Kareliia. 1940–1951…: biograficheskaia khronika [Andropov. Karelia. 1940–1951... : A Biographical Chronicle]. Petrozavodsk, Ostrova Publ. 288 p. (In Russ.)
Shpak, A. A. (1975) Podvig iunosti: Komsomol Karelii v Velikoi Otechest-vennoi voine [The Feat of Youth: Komsomol of Karelia in the Great Patriotic War]. 3rd edn., revised and enlarged. Petrozavodsk, Karelia Publ. 248 p. (In Russ.).
Приложение 1
Контингент студентов Карело-Финского государственного университета в годы Великой Отечественной войны
Факультет
Конец 1942/43 уч. года
Начало 1943/44 уч. года
Начало 1944/45 уч. года
Историко-филологический
54
74
115
Биологический
33
41
67
Физико-математический
14
20
26
Геологический
35
66
63
Итого:
136
201
271
Источники: НА РК. Ф. Р-1178. Оп. 2. Д. 2/23. Л. 3; Д. 4/54. Л. 33; Д. 4/44. Л. 2; Д. 4/55. Л. 6; Ф. Р-1192. Оп. 2. Д. 16/160. Л. 4, 6, 96; Д. 15/151. Л. 12.
Васильев Юрий Альбертович — доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры истории Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, корп. 3. Тел.: +7 (499) 374-55-81.
Vasiliev Yuriy Albertovich, Doctor of History, Professor; Professor, Department of History, Moscow University for the Humanities. Postal address: B. 3, 5 Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (499) 374-55-81.
Библиограф. описание: Васильев Ю. А. Тайны «Могикана». Статья 5. «…Дать стране человека, который бы все умел — и делать, и думать» [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2014. № 5 (сентябрь — октябрь). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2014/5/Vasiliev_Mohican-Secrets-Andropov-5/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: дд.мм.гггг).